|
Римская история Туниса
История Туниса: Римская история Туниса
После падения Карфагена в 146 году до нашей эры нынешняя территория Туниса (сначала северная часть), вошла в состав римской провинции Африка. Управление перешло в руки проконсулов – наместников, объединявших в своих руках военную и гражданскую власть. До 14 г. до н. э. их резиденция находилась в г. Утика, а позднее была перенесена в отстроенный заново при Октавиане Августе Карфаген, ставший центром римских владений в Южном Средиземноморье.
До 212 г. н. э. у пунического населения не было прав, которыми наделялись римские граждане, а были лишь непомерно высокие налоги. Как видим, ситуация с налогами за две с лишним тысячи лет не изменилась. В римскую эпоху произошла сильная латинизация – латинский стал языком армии, театра, администрации. Основная масса пунического населения сохраняла свои традиции и религиозные верования, которые в I веке н. э. вытеснило христианство, ставшее господствующей религией. В IV веке культ богини Танит был вытеснен христианством.
Именно в римскую эпоху были построены или перестроены возникшие ранее города, руины которых сохранились на территории Туниса до сих пор: Утика, Карфаген, Гиппон, Тугга, Хадрумет, Фисдрус, Суфетула. Они имели ту же организацию, что и другие провинциальные города Римской империи: те же улицы, термы, форумы, общественные здания, триумфальные арки и храмы.
Благодаря исключительному плодородию земель Тунис превратился в аграрный придаток империи, ее житницу. Для расширения пахотных земель безжалостно вырубались леса, что не могло не привести к экологической катастрофе. Все ощутимей становилась нехватка пресной воды, которую приходилось экономить и распределять по специально разработанным правилам.
В III в. н. э. разразился и экономический кризис (стремительный рост цен, нехватка золота и т. п.). Уже при Диоклетиане (284-305) налоги собирались в натуре, а содержание бюрократического аппарата и армии перестроилось на натурально-хозяйственной основе. Результатом трудностей стало обострение социальных противоречий. В 312 г. произошел раскол африканской церкви и возник донатизм («религия бедных»), получивший распространение среди пунического населения. В 411 г. на 226 католических епископов приходилось 203 донатистских.
Донатисты взяли себе в союзники против Рима сначала берберов Сахары, а затем готов и вандалов. Берберы стали серьезной военной силой после приручения верблюда, что произошло в II веке. В 429 году вандалы высадились в Северной Африке. При помощи берберов, донатистов и восставших крестьян вандалы одерживали победы над римлянами.
В 439 году Карфаген стал столицей королевства вандалов, а 2 июля 455 года началось двухнедельное разграбление Рима. За почти вековое правление вандалов опустели многие города, все пришло в небывалое запустение, возросло значение пунического языка.
вернуться к списку
|
Смотрите горящие разделы сайта |
|
|
|